Последнее обновление страницы 10.09.2019
Советы психолога
05.09.2019
Переход из начальной школы в среднее звено сопровождается целой серией изменений как в окружающей жизни ребенка, так и в нем самом.
Школьная жизнь.
Увеличивается количество учителей. Если в начальной школе у ребенка было 3-4 учителя, то в пятом классе их становится 8-10. Соответственно, ребенку нужно привыкнуть к этому и найти контакт сразу с 8-10 взрослыми людьми. В лицее педагоги осознают эту особенность и поддерживают учеников, но и перед самими детьми стоит достаточно сложная задача.
Можно разговаривать с ребенком об учителях, вместе понять какие они, сориентироваться в требованиях, которые учителя предъявляют к подготовке. Это поможет ребенку легче включиться в учебу. А имена учителей можно записывать на обложке тетради или дневника.
Ребенок попадает в новый коллектив.
Появляются новые одноклассники из разных школ, с которыми нужно знакомиться. Обычно классные руководители помогают в этом детям. Родители же могут помочь ребенку понять особенности одноклассников с позиции того, что каждый человек уникален, и найти точки соприкосновения с другим, пусть и непохожим — удивительный подарок жизни. Встречи и чаепития после уроков могут помочь в этом.
Увеличение нагрузки. В среднем нагрузка при переходе в среднее звено школы увеличивается в 1,5 раза. При этом, умение работать самостоятельно еще недостаточно развито. Поэтому важно помочь ребенку планировать время. Можно вместе с ребенком составить план дел: какие уроки сделать сначала, какие позже. Для того чтобы снять напряжение, можно чередовать дела. Например, чередовать математику с русским языком. Делать «спортивные» перерывы: несколько упражнений, за которыми следуют потягивания, упражнения на гибкость. Небольшая физическая нагрузка способствует активизации, улучшает работу всех систем организма, снимает напряжение от длительной умственной работы, а упражнения на гибкость позволят ребенку войти в более спокойное, сосредоточенное состояние.
К признакам успешной адаптации можно отнести:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения
- ребенок достаточно легко справляется с программой
- ребенок достаточно самостоятелен при выполнении уроков и обращается к помощи родителей только после попыток выполнить задание самостоятельно
- ребенок доволен отношениями с одноклассниками
К признакам дезадаптации можно отнести:
- усталый, утомленный вид ребенка
- нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном в школе дне
- частые негативные отзывы о школе, учителях, одноклассниках
- нежелание выполнять домашнее задание
- беспокойный сон, трудности утреннего пробуждения
- ухудшение самочувствия, частые болезни
Если вы заметили, что ребенку сложно привыкнуть к новой школе, то вы можете обратиться к классному руководителю или психологу лицея.
Возрастные особенности.
Ребенок переходит в новое состояние и психологически, и физиологически. Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. Г.Г. Шахвердов, много лет изучавший особенности протекания физиологической перестройки организма, находит следующие причины возникновения этой проблемы: «У подростка более интенсивно функционируют гипофиз, щитовидная железа и половые железы. Передняя доля гипофиза стимулирует рост организма в длину и вместе с щитовидной железой усиливает обмен веществ в организме». «Сердечнососудистая система еще не достаточно совершенна. В среднем школьном возрасте в связи с общим ростом тела в длину наблюдается интенсивный рост всей сердечнососудистой системы при некотором несоответствии в росте сердца и сосудов». «В самом начале этого возраста рост сердца несколько задерживается, кровяное давление понижается, что сопровождается часто вялостью и повышенной утомляемостью».
Поэтому очень важно поддержать физиологическое состояние ребенка. Важен оптимальный режим сна и отдыха. В этом возрасте спать необходимо 9-10 часов в сутки. Просыпаться и засыпать лучше в одно и тоже время. Так у организма выработается собственный режим и внутренние «таймеры» засыпания и пробуждения.
Питание играет важную роль в течении физиологических процессов организма подростка, повышении его сопротивляемости воздействию болезнетворных факторов. Питание подростка должно быть разнообразным и включать продукты животного и растительного происхождения. Оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов можно выразить как 1:1:4, т. е. подросток должен получать углеводов в 4 раза больше, чем белков или жиров. Весной (посоветовавшись с врачом) можно пропить курс витаминов, так как в это время их содержание в овощах и фруктах несколько снижено.
Психологические особенности возраста:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- тенденция предаваться мечтаниям;
- боязнь осквернения мечты;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту;
- увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.
Психологически это достаточно сложный новый период. Но остроту его протекания можно смягчить.
Известен психологам эффект Розенталя – Якобсона. Эти исследования показали, какое огромное значение для успехов имеют ожидания взрослого, и его настрой, предвзятость. Большое значение для подростка имеют благоприятные ситуации, создаваемые взрослыми: одобрение при правильном ответе ученика или старании; подчеркивание самого незначительного успеха, похвала и др.
Т. Васильева советует не наказывать ребенка и не ругать:
а) когда он болен, испытывает какие-либо недомогания или еще не совсем оправился после болезни – психика особо уязвима, реакция непредсказуема; когда ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы;
б) сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, недоразумение или конфликт), пусть даже в этой травме или неудаче виноват только он сам; нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
в) когда не справился с делом, со своим страхом, с невнимательностью, с ленью, с подвижностью, с любовью, с любым своим недостатком или достоинством, прилагая искренние старания справиться, хотя и не в полной мере, когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, нетерпение, просто неопытность – короче, во всех случаях, когда что-либо не получается;
г) когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны или сомнительны;
д) когда мы сами не в себе, не в духе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам, когда больны, когда наша собственная неуравновешенность еще не взята нами под надежный контроль, не преодолена. И в этом состоянии гнев всегда несправедлив.