Последнее обновление страницы 27.03.2023

Региональная инновационная площадка 2020-2022


 

Сетевой проект по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»

 

Рецензия. Автор: Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, декан дефектологического факультета ФГБОУ "ЯГПУ им.К.Д.Ушинского"

Рецензия. Автор: Голкина Виктория Александровна, кандидат технических наук, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе ФГОБОУ ВО "ЯГТУ"

РецензияАвтор: Власова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и методики обучения биологии  ФГБОУ "ЯГПУ им.К.Д.Ушинского"

Нормативные документы:

Продукты реализации проекта:

Программы курсов внеурочной деятельности

Программы дополнительного образования профориентационной направленности

Сценарии мероприятий и уроков

Договора о сотрудничестве с организациями, деятельность которых сосредоточена в одной или нескольких профессиональных отраслях

Публикации, описывающие модель реализации программ по профориентации в сетевой форме

  1. Большакова О. В., Петров А. И., Романова М. Л., Малов Р. Ю., Карпунина Е. В., Мирошкина О. Н., Бобылева Н. И. Весна – 2020. Опыт комплексной организации дистанционного обучения в лицее № 86 города Ярославля // Образовательная панорама : научно-методический журнал / учредитель и издатель: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". - Ярославль: Ин-т развития образования, N 2 (14) 2020 С. 89 – 96 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44225919
  2. Большакова О.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Инновационный менеджмент в реализации сетевого проекта по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий», юбилейная конференция ИРО, 2020 Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,5 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — Текст: электронный. C.96-101 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45846408  
  3. Большакова О.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Прогностическая модель формирования комфортных «горизонтальных» отношений между городской и сельской школой / Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды  в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической  конференции с международным участием [25-26 марта 2021] / под науч. ред. Л.В.Байбородовой .- Ярославль, 2021.- С.554 -558 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48005107
  4. Большакова О., Зуева М., Семко Е. Как управлять сетевым взаимодействием? Лучшие практики Ярославской области С.41-50. Научно-методический журнал «Директор школы» №7, 2022 год (270). ООО «Издательская фирма «Сентябрь». Текст: электронный. C.41-50 (профессиональное издание для руководителей в образовании) https://direktoria.org/journals/direktor-shkoly/7-270-2022/
  5. Табунова Т.А., Балакирева Г.В. Лаборатория профессионального выбора как форма организации профориентационной работы в сетевой форме// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи: проблемы, достижения, пути развития», Санкт-Петербург, 16-17 февраля 2021 г.
  6. Киселева Т.Г., Табунова Т.А., Балакирева Г.В., Михайлова Н.С. Профориентационные каникулы как инновационная технология формирования осознанного профессионального выбора старшеклассников // В сборнике: Социальная компетентность личности. сборник научных статей. Ярославль, 2020. С. 87-90.
  7. Бушная О.В., Балакирева Г.В., Киселева Т.Г., Табунова Т.А., Синицына С.В. Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей //Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 2. С. 114-123.
  8. Волкова Л.В., Озерова О.Н. сборник неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. «Образование – 2030». Учиться.Пробовать.Действовать. (Сборник статей VII Всероссийской конференции по экологическому образованию) Статья «Организация научно-исследовательской деятельности по экологии и биологии в Базовой школе РАН (из опыта работы).
  9. Волкова Л.В., Озерова О.Н. II сборник «БАЗОВЫЕ ШКОЛЫ РАН: Опыт и перспективы реализации проекта». Статья «Учебно-исследовательская конференция как форма организации проектной деятельности учащихся базовой школы РАН» стр.192 М.: РАН.-2022 – 226 с.

Пакет диагностических материалов сопровождения профессионального выбора обучающихся

  

    

        

    

Концепция сетевого проекта

по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»

«Ателье профессий» – развитие идеи «Примерочной профессий» («Проектория») по типу «следующий шаг» (next step).

Если Примерочная позволяет однократно «примерить» профессию, попробовать (реализовать т.н. профессиональную пробу), то в «Ателье профессий» обучающийся может пройти (пред )профессиональную практику, включающую три равноценных этапа: Теоретический («прием заказа, снятие мерок»- знакомство с терминологией), Технологический («пошив одежды» - знакомство с  приемами профессиональной деятельности) и Творческий («примерка» - творческое применение освоенных навыков).

Посещение «Ателье профессий» может завершиться профессиональным выбором, т.е. профессиональным самоопределением.

Цель проекта: разработать инновационную модель сопровождения профессионального выбора обучающегося через реализацию модуля учебного предмета «Технология» и краткосрочных программ дополнительного образования в сетевой форме, обеспечивающих подготовку к осознанному выбору профиля и профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.

Организация-заявитель: государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Лицей № 86»; 150023 г. Ярославль, ул. Зелинского, 6; директор: Большакова Ольга Владимировна,    Сайт: http://www.licey86.ru/  e-mail: yarlicey086@yandex.ru

  

Организации-соисполнители:

Научные руководители проекта:

  • Шляхтина Наталья Владимировна, руководитель Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО;
  • Бобылева Надежда Игоревна, к.б.н., доцент, магистр культурологии, доцент Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО. 

Проектная идея:

Успех в будущей профессиональной деятельности во многом определяется осознанным выбором профессии и целенаправленной подготовкой к ней ещё в период обучения в школе. Современные школьники информированы (зачастую избыточно) об имеющихся и вновь создаваемых специальностях и профессиях, но для осознанного выбора только знаниевой составляющей недостаточно, традиционные формы профориентации малоэффективны. Ребёнок должен иметь возможность попробовать себя в этой профессии, «потрогать», «проверить себя», «примерить к себе» будущую профессию. Для этого в образовательных организациях должны быть созданы условия (кадровые, организационные, материально-технические) для осуществления профессиональных проб.

Проект составляют три неисключаемых, равных части единой смысловой конфигурации: теоретическую, технологическую, творческую (модель сетевой формы «3Т»).

Актуальность проекта обусловлена крайне высокой ценой ошибки в случае неправильного выбора профиля обучения в старшей школе и, как следствие, возникновение трудностей в дальнейшем профессиональном самоопределении.

Ресурсы любой школы ограничены, поэтому образовательная организация может обеспечить, в лучшем случае, профессиональные пробы в одном-двух направлениях деятельности, что существенно сужает для обучающихся возможности выбора. Следовательно, стоит задача создать такие условия, чтобы каждый обучающийся смог попробовать свои силы в максимально большом спектре видов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возможно путем коллаборации, через реализацию программ внеурочной деятельности и/или через реализацию программы воспитания и социализации (блок «Профориентация») в сетевой форме.

Проектная идея сетевого проекта по комплексному сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий» направлена на повышение качества образования с учетом возможности использования как высокотехнологичного оборудования лаборатории «Школа открытий.76» и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения образовательных организаций, так и высококвалифицированного кадрового состава  образовательных организаций – участниц сетевого проекта. Суть проектной идеи состоит в том, что не ребенок идет к профессии, а профессия идет к ребенку.

Инновационность проекта определяется целевыми ориентирами, содержанием и формой организации сетевой деятельности («Ателье профессий»: ребенок может, как примерить профессию на себя, так и «перекроить» ее под себя, «сшить» по заказу государства, то есть выбрать наиболее востребованную и перспективную). Модель тиражируема и применима в других условиях.

Сроки реализации проекта: 2020-2022

Благополучатели проекта:

  • Обучающиеся, их родители (законные представители), администрация, педагогические коллективы образовательных организаций
  • Образовательные организации – участницы сетевого проекта.
  • Муниципальная система образования.
  • Региональная система образования.
  • Социальные партнеры.

Отчеты

Мероприятия

12 января 2023 года на базе лицея № 86 прошел региональный практический семинар «Парад профессий». Это заключительное мероприятие региональной инновационной площадки «Ателье профессий». Все участники проекта представили  сообществу  полученный  методический опыт по сопровождению профессионального выбора обучающихся  через образовательные программы в сетевой форме. 

Контакты: Умрихина Анна Александровна, заместитель директора лицея №86, телефоны: (4852) 44-56-44, 47-04-56, факс: 47-04-56, электронная почта:yarlicey086@yandex.ru

Проведение государственной (итоговой) аттестации