Региональная инновационная площадка 2020-2022
Сетевой проект по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»
Рецензия. Автор: Киселева Татьяна Геннадьевна, кандидат психологических наук, доцент, декан дефектологического факультета ФГБОУ "ЯГПУ им.К.Д.Ушинского"
Рецензия. Автор: Голкина Виктория Александровна, кандидат технических наук, проректор по образовательной деятельности и воспитательной работе ФГОБОУ ВО "ЯГТУ"
Рецензия. Автор: Власова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и методики обучения биологии ФГБОУ "ЯГПУ им.К.Д.Ушинского"
Нормативные документы:
Продукты реализации проекта:
- Соглашение о сетевом взаимодействии и сотрудничестве между образовательными организациями – участницами проекта в ходе осуществления инновационной деятельности в рамках РИП
-
Модель сопровождения профессионального выбора обучающегося в сетевой форме «3Т»
-
Циклограмма образовательных событий сетевого проекта профессионального выбора обучающихся "Ателье профессий"
-
Примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательной программы предметной области «Технология»
Программы курсов внеурочной деятельности
- Будущий педагог – школа вожатого 8 класс
- Географ – профессия будущего 8 класс
- «Готовим вместе» 7-8 класс
-
Занимательная цивилистика. Юрист гражданского права 8 класс
- История в лицах 7 класс
-
Костюм Ярославской губернии
-
Лабораторный практикум 8 класс
-
Мир географических профессий 8 класс
- Мировая художественная культура 8 класс
- Основы картографии 7 класс
- Профессиональное самоопределение 9 класс
-
Психология общения 7-8 класс
-
Робототехника 5-7 класс
- Умелые руки 5 – 6 класс
- Умелые руки 7 – 8 класс
- Уютный дом 5-6 класс
- Физические парадоксы и занимательные задачи 7 класс
- Физические парадоксы и занимательные задачи 8 класс
- Школа географа 5-6 класс
- Юный биолог 7 класс
- Юный химик 7 класс
- Юный химик 8 класс
- Юный экскурсовод 8 класс
-
Я – графический дизайнер 8 класс
-
Я – певец 8 класс
-
Я – экскурсовод 7-8 класс
Программы дополнительного образования профориентационной направленности
-
Играем на скрипке
-
Лаборатория профессионального выбора
-
На пути к успеху
-
Программирование на Python
-
Путешествие в мир занимательной химии
-
Физик – теоретик и экспериментатор
-
Школа юного экскурсовода
Сценарии мероприятий и уроков
-
Урок технологии в 9 классе «Автоматизация процессов» (на примере темы «Освещение»)
-
Урок физики в 9 классе «Профессиональные колебания»
- Урок информатики «Искусственный интеллект в профессиональной деятельности» (9-11 классы)
-
Занятие внеурочной деятельности в 6 классе «Полет на Марс»
-
Занятие внеурочной деятельности в 7 классе «Педагогические профессии»
-
Занятие по внеурочной деятельности в 8 классе «ТРИЗ по программированию, проектной деятельности, инженерии»
-
Мастер – класс «Вокальный дебют»
-
Мастер – класс «Моделирование и расчёт стержневых конструкций и САПР»
-
Мастер – класс «Мир занимательной химии»
-
Мастер – класс «Организация занятий внеурочной деятельности профориентационной направленности (филологическое направление)»
-
Мастер – класс «Украшение капкейков»
- Мастер – класс «Музыкальный павильон»
- Мастер – класс «В гостях у дизайнера»
- Описание курса «Медиа-маркетинг. Современнная интрепретация современной литературы»
- Описание курса «Организация занятий внеурочной деятельности профориентационной направленности (естественно-научное направление)»
Договора о сотрудничестве с организациями, деятельность которых сосредоточена в одной или нескольких профессиональных отраслях
- Договор о социальном партнерстве МОУ «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова» с Ярославской государственной филармонией
-
Договор о сетевой форме реализации сетевой программы ГОУ ЯО «Лицей № 86» с ГПОАУ ЯО "Ярославский промышленно экономический колледж им. Н.П. Пастухова"
-
Соглашение о реализации пилотного образовательного проекта «Инженерный ЯНОС – класс» между ОАО «Славнефть – ЯНОС», ГОУ ЯО «Лицей № 86», ЯПЭК им. Н.П. Пастухова, ЯГТУ.
- Договор о сетевой реализации обраовательных программ МОУ ''Гимназия № 3'' - ЯГПУ им. К.Д. Ушиснкого
Публикации, описывающие модель реализации программ по профориентации в сетевой форме
- Большакова О. В., Петров А. И., Романова М. Л., Малов Р. Ю., Карпунина Е. В., Мирошкина О. Н., Бобылева Н. И. Весна – 2020. Опыт комплексной организации дистанционного обучения в лицее № 86 города Ярославля // Образовательная панорама : научно-методический журнал / учредитель и издатель: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ярославской области "Институт развития образования". - Ярославль: Ин-т развития образования, N 2 (14) 2020 С. 89 – 96 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44225919
-
Большакова О.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Инновационный менеджмент в реализации сетевого проекта по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий», юбилейная конференция ИРО, 2020 Региональная система дополнительного профессионального педагогического образования: ресурс развития кадрового потенциала : материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею ИРО / под ред. А. В. Золотаревой. — Электрон. текстовые дан. (6,5 Mb). — Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020 — Текст: электронный. C.96-101 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45846408
- Большакова О.В., Шляхтина Н.В., Бобылева Н.И. Прогностическая модель формирования комфортных «горизонтальных» отношений между городской и сельской школой / Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды в сельской школе: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием [25-26 марта 2021] / под науч. ред. Л.В.Байбородовой .- Ярославль, 2021.- С.554 -558 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48005107
-
Большакова О., Зуева М., Семко Е. Как управлять сетевым взаимодействием? Лучшие практики Ярославской области С.41-50. Научно-методический журнал «Директор школы» №7, 2022 год (270). ООО «Издательская фирма «Сентябрь». Текст: электронный. C.41-50 (профессиональное издание для руководителей в образовании) https://direktoria.org/journals/direktor-shkoly/7-270-2022/
-
Табунова Т.А., Балакирева Г.В. Лаборатория профессионального выбора как форма организации профориентационной работы в сетевой форме// Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Сопровождение профессионального самоопределения детей и молодёжи: проблемы, достижения, пути развития», Санкт-Петербург, 16-17 февраля 2021 г.
-
Киселева Т.Г., Табунова Т.А., Балакирева Г.В., Михайлова Н.С. Профориентационные каникулы как инновационная технология формирования осознанного профессионального выбора старшеклассников // В сборнике: Социальная компетентность личности. сборник научных статей. Ярославль, 2020. С. 87-90.
-
Бушная О.В., Балакирева Г.В., Киселева Т.Г., Табунова Т.А., Синицына С.В. Система выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей //Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 2. С. 114-123.
-
Волкова Л.В., Озерова О.Н. сборник неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского. «Образование – 2030». Учиться.Пробовать.Действовать. (Сборник статей VII Всероссийской конференции по экологическому образованию) Статья «Организация научно-исследовательской деятельности по экологии и биологии в Базовой школе РАН (из опыта работы).
- Волкова Л.В., Озерова О.Н. II сборник «БАЗОВЫЕ ШКОЛЫ РАН: Опыт и перспективы реализации проекта». Статья «Учебно-исследовательская конференция как форма организации проектной деятельности учащихся базовой школы РАН» стр.192 М.: РАН.-2022 – 226 с.
Пакет диагностических материалов сопровождения профессионального выбора обучающихся
-
Методика А.П. Чернявской «Профессиональная готовность»
-
Методика «Профиль»
- Тест Г. Гарднера «Типы интеллекта»
Концепция сетевого проекта
по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»
«Ателье профессий» – развитие идеи «Примерочной профессий» («Проектория») по типу «следующий шаг» (next step).
Если Примерочная позволяет однократно «примерить» профессию, попробовать (реализовать т.н. профессиональную пробу), то в «Ателье профессий» обучающийся может пройти (пред )профессиональную практику, включающую три равноценных этапа: Теоретический («прием заказа, снятие мерок»- знакомство с терминологией), Технологический («пошив одежды» - знакомство с приемами профессиональной деятельности) и Творческий («примерка» - творческое применение освоенных навыков).
Посещение «Ателье профессий» может завершиться профессиональным выбором, т.е. профессиональным самоопределением.
Цель проекта: разработать инновационную модель сопровождения профессионального выбора обучающегося через реализацию модуля учебного предмета «Технология» и краткосрочных программ дополнительного образования в сетевой форме, обеспечивающих подготовку к осознанному выбору профиля и профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Организация-заявитель: государственное общеобразовательное учреждение Ярославской области «Лицей № 86»; 150023 г. Ярославль, ул. Зелинского, 6; директор: Большакова Ольга Владимировна, Сайт: http://www.licey86.ru/ e-mail: yarlicey086@yandex.ru
Организации-соисполнители:
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 3», г. Ярославль - https://gimn3.edu.yar.ru/innovatsionnaya_deyatelnost_gimnazii/regionalnaya_innovatsionnay_40.html;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 75 имени Игоря Серова», г. Ярославль - https://school75.edu.yar.ru/innovatsionnaya_deyatelnost/atele_professiy.html;
- муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 48», г. Ярославль - https://school48.edu.yar.ru/regionalnaya_innovatsionnaya_ploshcha_46/atele_professiy.html.
Научные руководители проекта:
- Шляхтина Наталья Владимировна, руководитель Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО;
- Бобылева Надежда Игоревна, к.б.н., доцент, магистр культурологии, доцент Центра образовательного менеджмента ГАУ ДПО ЯО ИРО.
Проектная идея:
Успех в будущей профессиональной деятельности во многом определяется осознанным выбором профессии и целенаправленной подготовкой к ней ещё в период обучения в школе. Современные школьники информированы (зачастую избыточно) об имеющихся и вновь создаваемых специальностях и профессиях, но для осознанного выбора только знаниевой составляющей недостаточно, традиционные формы профориентации малоэффективны. Ребёнок должен иметь возможность попробовать себя в этой профессии, «потрогать», «проверить себя», «примерить к себе» будущую профессию. Для этого в образовательных организациях должны быть созданы условия (кадровые, организационные, материально-технические) для осуществления профессиональных проб.
Проект составляют три неисключаемых, равных части единой смысловой конфигурации: теоретическую, технологическую, творческую (модель сетевой формы «3Т»).
Актуальность проекта обусловлена крайне высокой ценой ошибки в случае неправильного выбора профиля обучения в старшей школе и, как следствие, возникновение трудностей в дальнейшем профессиональном самоопределении.
Ресурсы любой школы ограничены, поэтому образовательная организация может обеспечить, в лучшем случае, профессиональные пробы в одном-двух направлениях деятельности, что существенно сужает для обучающихся возможности выбора. Следовательно, стоит задача создать такие условия, чтобы каждый обучающийся смог попробовать свои силы в максимально большом спектре видов профессиональной деятельности. Решение данной задачи возможно путем коллаборации, через реализацию программ внеурочной деятельности и/или через реализацию программы воспитания и социализации (блок «Профориентация») в сетевой форме.
Проектная идея сетевого проекта по комплексному сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий» направлена на повышение качества образования с учетом возможности использования как высокотехнологичного оборудования лаборатории «Школа открытий.76» и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения образовательных организаций, так и высококвалифицированного кадрового состава образовательных организаций – участниц сетевого проекта. Суть проектной идеи состоит в том, что не ребенок идет к профессии, а профессия идет к ребенку.
Инновационность проекта определяется целевыми ориентирами, содержанием и формой организации сетевой деятельности («Ателье профессий»: ребенок может, как примерить профессию на себя, так и «перекроить» ее под себя, «сшить» по заказу государства, то есть выбрать наиболее востребованную и перспективную). Модель тиражируема и применима в других условиях.
Сроки реализации проекта: 2020-2022
Благополучатели проекта:
- Обучающиеся, их родители (законные представители), администрация, педагогические коллективы образовательных организаций
- Образовательные организации – участницы сетевого проекта.
- Муниципальная система образования.
- Региональная система образования.
- Социальные партнеры.
Отчеты
- Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за I-III квартал 2020 года"
- Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за IV квартал 2020 года"
-
Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за I-III квартал 2021 года"
- Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за IV квартал 2021 года"
- Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за I квартал 2022 года"
- Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за II квартал 2022 года"
-
Отчет о реализации РИП "Ателье профессий за II-III квартал 2022 года"
- Итоговый отчет о деятельности РИП "Ателье профессий" 2022 год new
Мероприятия
- Соглашение о сетевом взаимодействии РИП Ателье профессий
-
Семинар в режиме ВКС Инновационная группа Лицей № 86 РИП Ателье профессий 22.09.2020
- Семинар в режиме ВКС Шляхтина Н.В. Бобылева Н.И. Ателье профессий 22.09.2020
- Семинар для школ – участников региональной инновационной площадки «Ателье профессий» на тему «Внесение изменений в ООП. Программы курсов внеурочной деятельности в связи с участием в проекте» 23.06.2021
- Мастер-классы по химии и физике "Почувствуй себя аналитиком, теоретиком, экспериментатором" 6.06.2022
- Встреча рабочей группы школ-участниц РИП "Ателье профессий" 4.10.2022
12 января 2023 года на базе лицея № 86 прошел региональный практический семинар «Парад профессий». Это заключительное мероприятие региональной инновационной площадки «Ателье профессий». Все участники проекта представили сообществу полученный методический опыт по сопровождению профессионального выбора обучающихся через образовательные программы в сетевой форме.
- Региональный семинар "Парад профессий" по итогам работы РИП "Ателье профессий" 12.01.2023 new
- Презентация "Практический семинар «Парад профессий профессий» в рамках сетевого проекта по сопровождению профессионального выбора обучающихся «Ателье профессий»" 12.01.2023 new
Контакты: Умрихина Анна Александровна, заместитель директора лицея №86, телефоны: (4852) 44-56-44, 47-04-56, факс: 47-04-56, электронная почта:yarlicey086@yandex.ru